Проектирование школ: этапы, особенности, нормы
В основе архитектурного проектирования лежит принцип обязательного соответствия создаваемой среды той функции, для которой она предназначается. Школа с одной стороны может создаваться по типовым стандартам, а с другой, к ее возведению предъявляются особые требования.
Особенности формирования проектов
Несмотря на давно разработанные нормативы, единого мнения о том, как должна выглядеть школа, нет. Это не просто здание, в котором ребята разных возрастов получают знания. Здесь дети проводят значительную часть времени, проживают разнообразные события. Невозможно привести проектирование современной школы к единым стандартам хотя бы потому, что многие сильно различаются по своей структуре и сути:
- общеобразовательные;
- интернаты (дети находятся круглосуточно);
- учреждения специального назначения (например, с углубленным изучением дисциплин);
- школы искусств;
- объекты для получения дополнительного образования;
- учреждения для улучшения состояния здоровья (так называемые санатории для тяжелобольных детей, в которых ребята параллельно осваивают школьную программу).
Каждая группа из предложенного перечня будет существенно отличаться от других. Это связано с потребностью создания специальных условий обучения. Проектирование школ Москвы и многих других крупных городов нельзя привести к единому стандарту еще и из-за популяризации частных заведений. При их строительстве используются неодинаковые архитектурные решения, выделяются абсолютно разные бюджеты. Это творческий и ответственный процесс, очень далекий от формирования типового объекта. Именно поэтому столь важную задачу нужно доверять только настоящим профессионалам, которые смогут предложить оптимальное решение в отношение запланированного строительства.
Этапы проектирования строительства школы
План будущих работ не создать без грамотного проектирования. Процесс включает решение ключевых задач:
- выбор места для возведения здания;
- создание архитектурной концепции (учитываются все нормы и требования госорганов, а также пожелания заказчика);
- выделение средств;
- проведение инженерных изысканий;
- формирование пакета разрешительных бумаг;
- проектирование строительства школы;
- получение согласований и разрешений;
- определение срока возведения конструкции (детальная разбивка по годам);
- начало работ/внесение изменений в документы (если были зафиксированы замечания);
- технический и авторский надзор.
При составлении такого проекта важно соблюдение дополнительных нюансов. К ним относятся:
- Расположение в черте населенного пункта. Участок должен быть в климатически благоприятной местности (рядом есть парк или большое количество зеленых насаждений). Местоположение учреждения продумывается так, чтобы ученикам было удобно добираться (близость линий общественного транспорта, наличие пешеходных переходов).
- Площадь территории. По нормам на одного учащегося приходится 25-30 м² территории, нужно также добавить и размеры самого сооружения.
- Расположение помещений. Их не рекомендуется планировать выше 4-го этажа. Для деток с особенностями, физическими недостатками классы нужно обустраивать только на первом этаже.
- Специфика учебных помещений. Требования к классам детализируются в нормативной документации (расположение окон, дверей, ширина и высота помещений, расстояние от пола до потолка и др.).
- Коммуникации. Кроме стандартных проектов водопровода, канализации, электросетей, особое значение уделяют созданию приточно-вытяжной вентиляции.
- Пожарная безопасность. Учебное заведение должно быть оснащено современной системой пожарной безопасности, состоящей из датчиков, извещателей, тревожных кнопок. Разрабатывается план эвакуации с установкой соответствующих указателей. В части помещений размещаются системы автоматического пожаротушения.
Многие нюансы напрямую зависят от предназначения и типа учебного заведения.
Нормы проектирования
При проектировании школы нормы проектирования, безусловно, учитываются. Однако разнообразие таких заведений обусловливает соблюдение, в первую очередь, нескольких ключевых принципов:
- функциональная гибкость (возможность изменять назначение);
- универсальный характер (максимальное использование полезной площади);
- доминирование общественных функций пространства (чем больше дети находятся вместе, тем лучше развиваются коммуникативные навыки);
- мобильность (мебель-трансформеры, раздвижные перегородки и т.д.);
- эстетичность (классы должны вызывать положительные эмоции);
- грамотное деление пространства (общественное для уроков, приватное для уединения, индивидуальных занятий).
Несмотря на различную специфику, для всех учреждений реализовываются принципы прочности и долговечности здания, безопасности его эксплуатации.
Проект школы от надежной компании
Проектирование начальных школ всегда связано с особенной ответственностью. Необходимо не только учесть все нормативные требования, но и использовать творческий подход, создать специфическую атмосферу уюта, комфорта и стремления к получению знаний. Это довольно сложная задача, которая не сравнится с проектированием стандартного жилого дома. Выполнять ее должны только профессионалы, которые способны предложить интересные и практичные решения. Компания ООО «Петров Девелопмент» уже более двух десятилетий занимается выполнением функций технического заказчика. Команда наших специалистов успешно выполнила несколько сотен проектов. Мы всегда находимся в тренде и применяем самые современные технологии, методы управления проектированием и строительством. Постоянное профессиональное совершенствование позволяет нам предлагать интересные и практичные решения, что особенно ценят наши клиенты. Они всегда довольны полученными результатами, ведь мы не просто соблюдаем оговоренные сроки, но и выполняем задачи так, чтобы добиться максимального воплощения в жизнь существующей идеи. А говоря простым языком, не работаем по шаблонам, но соблюдаем правила.
Узнать про процесс проектирования зданий и сооружений при заказе услуг у специалистов